четверг, 6 октября 2016 г.

Портфолио библиотекаря к аттестации

Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.
Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальным способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.
Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.
Задачи:
  проанализировать и обобщить свою работу;
  связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;
 отразить динамику профессионального развития;
  представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.
Функции портфолио:
  диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;
  содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;
  развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;
 мотивационная – поощряет результаты деятельности;
 рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.
Практическая значимость портфолио:
 аттестация в будущем;
 лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
 систематизация деятельности библиотекаря;
 фактор, стимулирующий профессиональное развитие.
Модели портфолио
Портфель достижений (для себя и для других)
Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности
Портфель-самооценка (для себя)
Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах профессиональной деятельности
Портфель-отчёт (для других)
Показать успешность и доказать прогресс исследовательской,
профессиональной и творческой деятельности
Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности.
ТИПЫ ПОРТФОЛИО
При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:
Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:
 дипломы (федерального, муниципального, окружного, библиотечного уровней);
 грамоты;
 свидетельства;
 удостоверения;
 справки;
В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).
Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить:
 конкурсные работы;
 проекты развития библиотеки;
 тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио- и видеозаписи);
 сценарии различных массовых мероприятий;
 электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению, обзоров, выставок;
 видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;
 печатные работы.
Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т.п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т.п.

Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, администрацией, методическими объединениями и т.д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов.
Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов).
Например:
А. Портфолио простые: 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов.
Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов.
В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов.
ВИДЫ ПОРТФОЛИО
Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический.
Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом библиотекаря. 


Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности.
Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе.
Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современном мире». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы.
В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков.
 Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой - либо темой.
. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень.
Тематический портфолио может включать:
 план (структуру, схему) занятий или разработки темы;
 пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.;
 обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете;
 программу курса 
 самоанализ проведённой работы;
 фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.);
 отзывы коллег, на посещённые ими занятия;
 подведение итогов, определение перспектив.
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО
У большинства библиотекарей, работающих более трёх лет, имеются десятки папок с тематическими подборками, разработками мероприятий и выставок, различные проекты, исследования. Есть папки с грамотами, дипломами, сертификатами, тетради или папки с отзывами о мероприятиях и множество других материалов. Это и есть составляющие вашего портфолио – нужно только отобрать главное и привести всё в систему. Но прежде чем начинать формировать портфолио, ответьте на следующие вопросы:
Для чего я хочу создать портфолио?
В зависимости от ответа определите тип и вид вашего портфеля достижений – простой или комплексный, личный или тематический.
Что я включу в портфолио?
Профессиональный портфолио рекомендуется делать за последние 3–5 лет, но некоторые материалы, например грамоты или дипломы регионального и федерального уровня, можно включать и за 10–15 лет.
Только вам решать, какие разработки отобрать в портфель работ и какие отзывы и рецензии в портфель отзывов – самые лучшие или все, которые есть. Это ваш портфель достижений, и его содержание
определяете только вы. Помните одно – нельзя объять необъятное.
Как будет организован портфолио?
Во-первых, что это будет – файловая папка с печатными материалами или электронный вариант? Или и то, и
другое? Ведь в каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы.
Во-вторых, как будут расположены материалы. В прямой хронологии – для показа прогресса и профессионального роста или в обратной – для демонстрации последних результатов? Или вы распределите материалы по видам: в части для документов – дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, справки, свидетельства; в части для работ – проекты, программы, конкурсные работы, публикации, выступления, сценарии, отзывы, рецензии и т.д.
В зависимости от этого оформляется перечень материалов портфолио, который составляется обязательно и размещается в самом начале как печатного, так и электронного варианта. Этот перечень можно оформить в виде списка, но оптимальный вариант – таблицы (см. «оформление портфолио»).
Где будет храниться портфолио и кто будет иметь к нему открытый доступ?
Вариантов несколько – в библиотеке, у администрации, в методическом кабинете. Возможно, вы сделаете два варианта: один – более полный, расширенный – для отдела, другой – самое важное – для администрации. 
Если хранение предполагается в библиотеке и доступ предоставляете вы – в портфеле документов можно собирать оригиналы, если ваш портфель достижений будет храниться в другом месте – лучше сделайте копии. В любом случае, сформировав портфолио, представьте свою работу администрации.
Самый лучший вариант представления – защита или презентация портфолио перед коллективом или методическим объединением библиотекарей района или города.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО

В настоящее время не существует единых стандартов и требований по организации и оформлению библиотечного портфолио. Главное, чтобы он был логически выстроен.
Вот некоторые рекомендации и пожелания на эту тему.
 Можно оформлять портфолио в виде файловой папки с заголовками разделов.
 Каждую работу, документ, подборку материалов помещайте в отдельный файл.
 Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику.
 В печатном варианте из перечня обязательны ссылки на документы или их копии с указанием номера приложения.
 В электронном варианте для удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио и перечней.