среда, 5 октября 2016 г.

"Иван Васильевич, к Вам - Булгаков!"

Еще в 1934-1936 годах Михаил Афанасьевич Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич» о том, как московский изобретатель Николай Иванович Тимофеев создает машину времени и переносит в современный мир (в 1934 год) Ивана Грозного. В свою очередь, в прошлое попадают двойник Ивана Грозного управдом Бунша-Корецкий и жулик Жорж Милославский. Современники Булгакова замучили автора просьбами об изменениях и переделках. Все боялись очевидного сходства между личностями Иоанна Грозного и Иосифа Сталина. 


Пьеса Булгакова "Блаженство" является черновым вариантом "Ивана Васильевича", хотя там речь идёт о путешествии в будущее - в 2222 год.

Слева: [Марков Ю., Толстая Т.]. Иллюстрация к пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». 1960-е гг. 
НИОР РГБ, Ф. 562 
Справа: Михаил Булгаков. Комедия «Иван Васильевич». Первая редакция и черновые наброски к ней. 1935. 
Автограф и рукою Елены Булгаковой. НИОР РГБ, Ф. 562
 Булгакова в истории перемены местами царя и управдома интересовали несколько иные вещи. В исходной пьесе главный ужас заключается в том, что дурак, бабник и пьяница Бунша без проблем занимает место безжалостного самодержца. Навыки, полученные в советском обществе этим маленьким человеком, «карликовым начальничком», позволяют ему без напряжения стать ещё большим тираном, чем сам Иван Грозный. Царь же с большим трудом справляется с ролью простого советского управдома. На вопрос, кто из них хуже и когда было страшнее жить, Булгаков предоставляет отвечать читателю. Разумеется, в сталинском СССР пьеса была обречена.


Спектакль Малого Драматического театра имени Станиславского.
Отзыв читателя с сайта https://www.livelib.ru
Для того, чтобы прочитать эту книгу, нам потребуется ножичек.  Будем сковыривать огромный культурный пласт, созданный Гайдаем. Читать надо с осознанием того, что на дворе 30-е, испытываешь новые, не совсем киношные ощущения (фильм создан в 70-е годы XX века). Неповторимая булгаковская атмосфера коммунальных квартир, откровенная, не имеющая тайн, секретов и возможностей отхватить сантиметр личного пространства. "Вообще наш дом удивительный. Я по двору прохожу и содрогаюсь. Все окна раскрыты, все на подоконниках лежат и рассказывают такую ерунду, которую рассказывать неудобно". Кстати, в палатах Ивана Грозного есть патриарх. В фильме его по понятным причинам нет, но, на мой взгляд, цензура его и сейчас бы вырезала. Наверняка чьи-нибудь чувства будут оскорблены этим невероятным диалогом ))) П а т р и а р х. Здравствуй, государь, нынешний год и впредь идущие лета! Вострубим, братие, в златокованые трубы! Царь и великий князь яви нам зрак и образ красен! Царь, в руцах демонов побывавший, возвращается к нам. Подай же тебе, Господи, самсонову силу, александрову храбрость, соломонову мудрость и кротость давидову! Да тя славят все страны и всякое дыхание человече и ныне, и присно, и во веки веков! М и л о с л а в с к и й (аплодируя). Браво! Аминь! Ничего не в силах прибавить к вашему блестящему докладу, кроме одного слова – аминь! В-общем, тот самый случай, когда фильм и книга друг друга стоят. Блестяще, браво, всем шампанского, икры заморской баклажанной, почки царице, наконец!!!!!!!

 Триумфальный успех пришел к «Ивану Васильевичу» в 1973 году, когда к этой пьесе приложил руку блестящий мастер кино Леонид Иович Гайдай. Режиссер сохранил Булгаковскую линию почти полностью, но ему все же приходилось адаптировать детали 30-х годов к реалиям 70-х. 

Дом Шурика — дом № 13 строение 1, на Новокузнецкой улице, примерно посередине между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая» в Москве. В нём находился магазин «Светоч» (часть вывески видна в кадрах), с 2006 года — универсам «Алые Паруса».
Кстати, американскому зрителю фильм тоже знаком, но под измененным названием: «Иван Васильевич: Назад в будущее» 
В Калужском областном театре поставили пьесу с таким же названием. 
 «В первую очередь «Иван Васильевич: назад в будущее» — эта история о том, что не бывает плохих времён для счастья. И это актуально сегодня. Мы часто сетуем, что не время рожать детей, не время видеть красивое и быть счастливым. Не бывает плохих времён для счастья. Не надо копаться в прошлом и заглядывать в будущее. Нужно искать своё место, сделать его тёплым и светлым, искать своё счастье.