воскресенье, 8 июня 2014 г.

Как интересно рассказывать о книжной выставке. Обзор книг (литературы)

У нас беда! Никто (почти) из библиотекарей, специально в институте обученных этому, не умеет правильно рассказывать о книгах на выставке. 
Непонятное и наукообразное слово "алгоритм". Но без него никуда. Иными словами "кухня" на которой приготовится блюдо под названием "обзор".

 Приготовим рыбу, на которую нанизываются слова.
С одной стороны рассказывать о книгах, не ограничивая себя , как свободное сочинение, довольно легко: когда нет заданных рамок и можно озвучивать исключительно собственные мысли, у вас больше простора для творчества. Но есть у этой медали и обратная сторона – такой рассказ может оказаться довольно сумбурным.

 Чтобы этого не произошло, при рассказе лучше рассуждать последовательно и пользоваться планом.
ПЛАН:
Введение. Здесь можно рассказать о событии, поделиться историей – ознакомительная экскурсия по событиям, отражённым в книгах на выставке. При этом не должно звучать:
- первый раздел выставки, второй раздел выставки...Конечно, если библиотекарь хочет, чтобы его продолжали слушать.

 Этот раздел должен быть не менее трёх и не более десяти предложений.
С кондачка общение никому ещё не удавалось. Поэтому всё, что планируется сказать, должно быть написано.

 Тут же кратко дается оценка книги – понравилась или не понравилась, заинтересовала, произвела впечатление, развеселила или показалась полезной и назидательной.

 В этой части обязательно нужно указать название книги и ее автора в начале обзора и в конце ещё раз показать обложку и назвать автора громко и внятно. Для чего? Потому что запоминается обычно последняя фраза. А поскольку слушатели не знали ничего о книге, представляемой к прочтению, то первые несколько фраз прошли мимо их ушей.
Иными словами: Вас не увидели и не услышали.

 Если только...
Начать рассказ можно с неожиданной фразы. Это может быть цитата из книги. Ваша самая любимая!
Например, фраза из "Алисы в стране чудес" Льюиса Кэрролла: 

- А  вы можете  исчезать  и  появляться  не  так  внезапно? А то у меня голова идет кругом.
- Хорошо, - сказал Кот и  исчез  -  на  этот  раз  очень медленно.  Первым  исчез  кончик  его  хвоста,  а  последней - улыбка; она долго парила в воздухе,  когда  все  остальное  уже пропало.
- Д-да!  -  подумала Алиса. - Видала я котов без улыбки, но улыбки без кота! Такого я в жизни еще не встречала.
Чеширский Кот – это кошачий образ человека-шутника.  И хотя Чешир не является основным персонажем сказки, он всё равно производит на всех неизгладимое впечатление.

По одной из теорий, в графстве Чешир, где родился сам писатель Кэрролл, некий неизвестный маляр рисовал ухмыляющихся котов над дверьми таверн. По задумке это были скалящиеся львы (или леопарды), но ведь в Чешире мало кто видел настоящих львов.

Вторая версия состоит в том, что некогда вид улыбающихся котов придавали знаменитым сырам из графства Чешир.
После того как слушатель огорошен, нужно брать быка за рога.
 И не снижать градус!


Рассуждение. 

- Насколько важна тема, затронутая автором? Актуальны ли проблемы, которые  были подняты в произведении?
- Сделайте небольшой обзор событий, которые описаны в книге. Но ни в коем

 случае не пересказ сюжета. Не раскрывайте все секреты: если вы пишете о 
детективе – можно описать завязку, но ни в коем случае нельзя указывать, что 

убийцей оказался садовник. При этом можно обозначить самые важные 
эпизоды.

- Оценка персонажей, их действий. Здесь не нужно описывать всех участников
– достаточно двух-трех главных героев книги.

  
- Обязательно нужно выразить свое отношение к героям и их судьбам
- Особенности книги. Возможно, это произведение написано очень интересным 
языком, а может, вам понравились забавные диалоги, красивые описания 
природы,

 необычное построение сюжета, трогательная история, читая 
которую, вы не смогли сдержать слез, – все это нужно отметить.



Итог рассуждений – ваши мысли и чувства относительно 

представленной книги.
 
Можно и нужно показать похожие книги. А также назвать книги этого же автора.

Самое главное, не надо пересказывать книгу и её сюжет!!!

Таких книг в обзоре должно быть очень немного. Внимание сохраняется у

 слушателей лишь на короткое время. 


Подготовительная работа


Текст выступления необходимо напечатать и желательно выучить
.
 Негоже библиотекарям разговаривать с читателями, повернувшись лицом к 

выставке  или уткнувшись в текст или книгу.



Кстати, это очень заметно, когда библиотекарь впервые открывает книгу о которой собирается говорить перед читателем и листает её, пытаясь из текста ухватить хоть что-то. Если Вы хотите сохранить внимание , нужно отказаться от такой привычки. Если читателям не понравится рассказ, ничто не заставит их читать, как бы Вы не старались.